Вітаю Вас Гість!
Середа, 05.01.2024, 1:43 PM
Головна | Реєстрація | Вхід | RSS

Меню сайту

Категорії розділу

Цінуй свій час

Наше опитування

Події в Криму
Всього відповідей: 78

Міні-чат

Щоб додати необхідна авторизація

Статистика


Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0

Форма входу

Пошук

Друзі сайту

  • Національна бібліотека
  • ЗапоВики
  • Банери



    Каталог файлів

    Головна » Файли » Моделі уроків

    Тема урока: Монголо-татарское нашествие
    02.05.2014, 5:06 PM

    Тема урока: Монголо-татарское нашествие

    Тип урока: комбинированный.

    Цели урока: Разобрать монгольское завоевание Руси; определить особенности  монгольского государства; раскрыть причины успехов завоевательных походов монгол; показать героический характер обороны; выяснить причины поражения  Руси и определить сущность монгольского ига..

    Общедидактическая цель: обеспечить формирование у учащихся образного представления о монгольском нашествии и установлении ига на Руси.

    Триединая дидактическая цель:

    Ø  образовательная – сформировать у учащихся представление о походах Батыя на Русь, показать, что, несмотря на массовый героизм, Русь была завоевана из-за разобщенности сил; раскрыть понятие ига, показать его особенности на Руси;

    Ø  воспитательная – способствовать усвоению учащимися идеи: политическая раздробленность – главная причина потери народом национальной независимости; воспитывать у учащихся уважение к историческому прошлому нашего народа;

    Ø  развивающая – продолжить работу над формированием умения учащихся определять цели урока; делать устное сообщение по теме; вычленять причинно-следственные связи; анализировать письменные источники; делать выводы; работать с картой; работать в парах; выполнять проблемные задания.

    Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная работа.

    Метод обучения: проблемное изложение.

    Средства обучения: наглядные (историческая карта и схемы) и печатно-словесные (учебник, документ), мультымедийная установка (презентация, фильм).

    Оборудование урока:

    1.       Смолий В.А. История Украины. 7 клас. К.:Генеза, 2007.;

    2.       Настенная карта «Монгольское завоевание в XIII в.»;

    3.       Фрагмент «Повести о разорении  Батыем Киева»;

    4.       Тетрадь;

    5.       Меловые записи на доске

    Ход урока

    I. Организационный момент

    (Учитель и учащиеся приветствуют друг друга. Учитель отмечает отсутствующих).

    II. Проверка домашнего задания (актуализация знаний, умений, навыков)

    Вопросы и задания учащимся:

    1.       Какую тему мы изучили на прошлом уроке?

    2.       Когда и кем было создано Галицко-Волынское государство?

    3.       Объясните понятие «Гражданская война».

    4.       Кому удалось возобновить  Галицко-Волынское государство?

    5.       Что такое междоусобицы и какую угрозу они несли ?

    6.       Что вы знаете о монголах ?

    III. Подготовительный этап. Вводное слово учителя (мотивация)

    В нашей истории немало переломных моментов. Пожалуй, главный рубеж – это монгольское нашествие. Оно разделило Русь на домонгольскую и послемонгольскую. Монгольское нашествие заставили наших предков пережить такой страшный по своей силе стресс, что мне думается, он до сих пор сидит в нашей генетической памяти. И я испытываю ностальгию по  Руси, что было до монголов и что, возможно, осколком засело в наших генах и не дает нам покоя. Это мое восприятие монгольского нашествия.

    В исторической науке, существуют разные точки зрения на роль монгольского нашествия. Российские историки:

    Н.М. Карамзин: монголы оказали в основном положительное воздействие на развитие Руси, т.к. они подтолкнули создание единого Московского государства.

    С.М.Соловьев, В.О.Ключевский: монголы оказали незначительное воздействие на жизнь древнерусского общества. Так считает М. Грушевский.

    Большинство советских историков: монголы оказали негативное влияние, затормозили развитие Руси и ее объединение.

    Проблемный вопрос урока:

    Какое воздействие на жизнь Древней Руси оказало монгольское нашествие ?

    IV. Изучение нового материала

    План

    1.       Монголы. Завоевание Сибири, Китая, Средней Азии, Закавказья.

    2.       Первый поход на Русь. Битва на Калке.

    3.       Завоевание Переяславского и Черниговского княжеств.

    4.       Оборона Киева.

    5.       Поход на Запад. Создание Золотой Орды.

    1. Монголы. Завоевание Сибири, Китая, Средней Азии, Закавказья.

    В начале ХII в. у кочевых народов Южной Сибири и Центральной Азии, вступивших в стадию разложения первобытнообщинного строя, сложилась в1206г. сильная военно-феодальная держава во главе с Чингисханом. Это привело к большим завоевательным походам.

       Первый вопрос учитель раскрывает  военную организацию монгол по слайдам из презентации.

    Государство Чингисхана имело сильную военную организацию, основанную на строжайшей и жестокой дисциплине. Войско было разделено на «тьмы» (10000), тысячи, сотни и десятки. Если один воин бежал с поля боя, то за это убивали весь десяток, к которому он принадлежал. Ядро войска составляли многочисленные и подвижные отряды конницы. Монголы применяли стенобитные и камнеметные приспособления, захваченные в Китае; в их войске хорошо была поставлена разведывательная служба: необходимые сведения они собирали через купцов, послов и пленных. Чингисхан предпринимает походы только после тщательного изучения будущего противника. Успехи в завоевательных походах монгол объясняются не только их многочисленностью и хорошей военной организацией, но также и тем, что более развитые страны, на которые они нападали, переживали период феодальной раздробленности. 1207-1222 годы монголы  овладели Сибирью, Китаем и Кореей, Средней Азией и Закавказьем.

    2. Первый поход на Русь. Битва на Калке. Пройдя через Иран, войска Чингисхана вторглись в Закавказье. Здесь они также встретили упорное сопротивление населения, но сломили его и, двигаясь дальше вдоль берега Каспийского моря, вышли в половецкие степи. В 1222 году 25-тысячное монгольское войско, возглавляемое Джебе и Субедеем, разгромило на р. Северский Донец половецкого хана Котяна. Половецкие ханы обратились за помощью к русским князьям.

    Навстречу неизвестному дотоле врагу устремились дружины 4 южнорусских князей. Собрались на острове Хортица. К ним присоединились половцы. Общая численность войска составила 50-60 тысяч воинов. 23 мая союзники выступили в поход. 31 мая передовые полки подошли к реке Калка (Кальчик). Тут находились посты противника. После суеты противник отступил на левый берег. Без согласованности плану действий Мстислав Удатный приказал своим полкам перейти реку. Его поддержали половцы. В это время Мстислав Романович разбил лагерь на холме правого берега. На левом берегу завязалась битва. Монголы начали отступать, заманив ложным отступлением русские дружины в удобное для своей конницы место. Удар оказался страшной силы. монголы нанесли  поражение. Первыми побежали половцы, сметая ряды русских воинов. Потери были ужасные. Мстислав не оказал разгромленным полкам помощи. Часть монголов окружила  лагерь Мстислава. Его штурм длился трое суток. Субедей предложил  за выкуп отпустить русское войско но слова не сдержал. Когда войско покинуло лагерь их атаковали и почти всех уничтожили. Некоторые из князей попали в плен и подверглись мучительной казни – они были раздавлены брёвнами, сидя на которых пировали победители. Потери были ужасные. Домой вернулся лишь каждий десятый. Причины катастрофы:

    ·         несогласованность действий руских князей;

    ·         междоусобица;

    ·         самоуверенность и небрежность князей.

    После этого разведывательного похода монголоы ушли в заволжские степи и в течение нескольких лет готовились к новому большому походу в Восточную Европу.

            3. Вторжение в Русь. Завоевание Переяславского и Черниговского княжеств.

    В конце 1237 г. монголы вторглись в Русь. Во главе 140-тысячного войска стоял хан Батый, внук Чингисхана. пройдя через мордовские леса, Батыевы полчища осадили и взяли Рязань, Москву, Владимир, Суздаль, Тверь и дошли до Торжка. На Новгород они не пошли. Отсюда завоеватели повернули на юго-восток.

    В 1239 г. враг начал новый поход. Главный удар наносился теперь по Южной Руси. Зимой 1239 г. монголи ворвались в Переяславскую землю. Сметая все на своем пути они подошли к Переяславу. Город омел миощные укрепления в т.ч. каменние. С трех сторон окружали реки Трубеж и Альта. Горожане отчаянно защищались но 3 марта город пал и превращен в груду розвалин. Осенью монголы вторглись в Черниговскую землю и подошли к Чернигову и осадил его. Город омел сильне оборонительные укрепления. Под стенами города была разбита дружина Мстислава Глебовича. 18 октября монголы ворвались в город и сожгли его дотла. Потом двинулись на восток,  разрушили Глухов, Путивль, Рыльск, завоювали Крим.

    4. Оборона Киева. В течении лета Батый собирает войсько (200 тыс. чел.) и начинает наступление на Киев. 5 сентября Батый подошел к Киеву. Летописец рассказывал об этом:  «В том же году пришёл царь Батый к городу Киеву со множеством воинов и окружил город…и невозможно было никому из города выйти, ни в город войти. И нельзя было слышать друг друга в городе от скрипа телег, рева верблюдов, от звука труб…от ржания стад конских и от крика и вопля бесчисленного множества людей…

     Началась оборона города имевшая два периода.

     І эт.  05.09.-19.11.1240 – отражение вражеских атак;

     ІІ єт.20.11.-06.12.1240 – бои в самом городе.

             6 декабря 1240 г.  после 93 дней осады и ожесточенного уличного боя пал Киев. Летописец рассказывал об этом

    …при помощи стенобитных машин пробили городские стены и вошли в город, а горожане устремились навстречу им. И тут можно было видеть и слышать страшный треск копий и стук щитов; стрелы омрачали свет, так что не видно было неба за стрелами, но была тьма от множества стрел татарских, и всюду лежали мертвые, и всюду текла кровь, как вода… И были побеждены горожане, и татары взошли на стены, но от сильного утомления засели на стенах города. И наступила ночь. Горожане в эту ночь создали другой город, около церкви святой богородицы. Наутро же пришли на них татары, и была злая сеча. И стали изнемогать люди и вбежали со своими пожитками в церковные своды, и от тяжести повалились стены церковные, и взяли татары город»…

    Последним оборонительным рубежом была Десятинная церковь. Ее своды не выдержали и завалились, похоронив людей под обломками.  

    До штурма в Киеве насчитывалось 9 тыс. дворов, 40 монументальных сооружений, 50 тыс. жителей. После штурма осталось 200 дворов, около 1000 жителей.

    5. Поход на Запад. Создание Золотой Орды.

    Монголы пошли на Запад. Были разрушены Изяслав, Владимир, Галич. Каменец взять не смогли. Уцелел мощно укрепленный Холм. Двигаясь на запад, завоеватели вторглись в Польщу, Чехию, Венгрию неся смерть и разрушения. Однако, встретив решительный отпор и будучи уже ослабленными в ходе боев на Руси, они ушли обратно за Волгу. На захваченных территориях основалось новое государство – Золотая Ордаодна из частей разделившейся державы Чингисхана. Столицей Золотой Орды стал город Сарай.

      Положение Руси в середине ХIII в. было исключительно тяжелым. Страна была разорена. Золотоордынские ханы обложили Русь большой данью, которую собирали жестокие чиновники – баскаки. Русские князья оказались в зависимости от завоевателей и должны были ездить в далекую Орду, чтобы получить ханскую грамоту – ярлык на право княжения.  

    В самых тяжелых условиях оказались города. Они были разрушены, Ремесленному производству на Руси был нанесен тяжелый удар. Многие ремесла были безвозвратно утрачены. Избежали разорения только Полоцко-Минская, Смоленская и Новгородско-Псковская земли. 

                                                       Монгольское иго

    Сущность:

     1.Зависимость Руси от завоевателей;

    ·         экономическая (дань);

    ·         политическая (выдача ярлыка на управление землями);

    ·         военная (участие в военных походах).

     2.Введение ханских намесников-баскаков, следивших за сбором налогов.

    Особенности:

    1. Русь не вошла в состав Зол. Орды.                славяне сохранили
    2. Отсутствие админ. аппарата завоев-ей.     =>   этническую
    3. Терпимость к христианству и духовенству.      Самобытность
    Категорія: Моделі уроків | Додав: peter
    Переглядів: 1414 | Завантажень: 0 | Рейтинг: 0.0/0
    Всього коментарів: 0
    Ім`я *:
    Email *:
    Код *: